Самое распространенное местопребывание телеангиэктазии (фото смотрите ниже) — это слизистые оболочки и кожа. Стоит отметить, что при пластических операциях по поводу данной опухоли хирурги часто имеют дело со значительными кровотечениями. В своевременные времена врачи имеют множество способов остановки потери крови. Но как же проводили операции по поводу удаления телеангиэктазий в 19 веке? Об этом пойдет речь ниже.
Способы лечения телеангиэктазии (с фото)
В середине 19 века при лечении телеангиэктазии у детей (фото выше) любимое, хотя и неверное средство составляло прививание коровьей оспы к пораженному месту. Впрочем, пользы можно было ожидать от этой операции только тогда, когда пораженное место ограничено и не шло вглубь.
Там, где опухоль распространяется вглубь, было показано прижигание раскаленным железом или раскаленной платиной. Образуемый таким образом рубец обычно успешно противодействовал дальнейшему развитию новообразования; только большей части пациентов приходилось повторять эту операцию через 2-3 недели до тех пор, пока все части телеангиэктазии не были подвергнуты такому прижиганию и не заменялись рубцовой тканью.
В частной практике, особенно тогда, когда телеангиэктазия прилегала к слизистой оболочке, знаменитый хирург Ю.К. Шимановский, для меньшей траты времени, предпочитал, обычно без помощи ассистента, провести через опухоль не очень толстую иглу с двойной лигатурой, которая должна быть толще самой иглы. Если телеангиэктазия большого размера, то доктор проводил по различным направлениям несколько таких толстых ниток и оставлял их на некоторое время, завязав концы узлом. Эти толстые нити, лежащие в узких каналах проколов, вызывали незначительные кровотечения, которые легко останавливались холодом. Ю.К. Шимановский таким образом несколько раз получал хорошие результаты.
Лингарт справедливо советовал использовать раскаленную проволоку, которой он неоднократно делал прижигания по направлению различных диаметров и таким образом, мало-помалу, часто по прошествии нескольких месяцев, достигал облитерации патологически образованных сосудов.
Там, где предвиделось, что после экстирпации телеангиэктазии рана хорошо закроется или может там быть выполнена пластическая операция, можно было, несмотря на ожидаемое значительное кровотечение, приступить к вырезанию опухоли скальпелем под местной анестезией новокаином или другим анестетиком. Если пораженное место небольшое, то можно сделать экстирпацию двумя эллиптическими разрезами, проведенными через здоровую ткань. Там, где у ослабленного больного можно опасаться более значительного кровотечения, Ю.К. Шимановский предпочитал сперва облитерировать сосуды прижиганием, а потом устранить безобразящий рубец перетягиванием или пересадкой кожи.
Некоторые хирурги полагали, что перевязка главного сосуда, идущего к телеангиэктазии, произведет сморщивание новообразования. Однако, опыты этого не подтвердили, так как даже в тех случаях, в которых сначала все шло успешно, впоследствии успех этот оказывался кратковременным, так как рост телеангиэктазии возобновлялась вследствие анастомозов.