Водные процедуры

Основным действующим фактором воды и водных процедур как средств закаливания и лечения является их температура (тепло или холод).

Кроме того, вода воздействует на организм:

  • механически:
    • душ,
    • обливание,
    • ванны,
    • купание,
  • химически:
    • соляные обтирания,
    • соляные, хвойные ванны,
    • купание в море.

 

Механизм действия

Механизм действия водных процедур

Механизм действия водных процедур — рефлекторный. Рефлексы возникают благодаря термическим, механическим, химическим раздражениям периферических рецепторов кожи. Воспринимаемые многочисленными нервными окончаниями, заложенными в коже, раздражения передаются по проводящим путям в ЦНС и вызывают ответные сложные рефлексы сосудодвигательного и трофического характера.

 

Водные процедуры для детей

Водные процедуры для детей

При использовании воды как оздоровительного фактора, надо учитывать резкое отличие организма ребенка от организма взрослого человека: недостаточную дифференцированность нервной системы, повышенную реактивность на воздействия внешней среды.

Кожа первично воспринимает раздражения, вызванные водой. Реакция кожи ребенка на водную процедуру значительно более сильная, чем у взрослого, так как площадь кожного покрова по отношению к весу тела (на 1 кг) у ребенка значительно больше, чем у взрослого человека: у новорожденного она составляет 704 см2, у детей до 1 года — 626 см2, у детей 6 лет — 528 см2, а у взрослых — всего 291 см2. Таким образом, у маленького ребенка поверхность тела по отношению к его весу в 2-3 раза больше, чем у взрослого. К коже ребенка притекает больше крови, следовательно, больше и тепла, а большая поверхность кожи и нежность ее строения облегчают теплоотдачу во внешнюю среду. Большая теплоотдача организма ребенка объясняется также тем, что отдача и поглощение тепла прямо пропорциональны поверхности тела.

При низкой температуре окружающей среды кожные капилляры суживаются, кровь отливает к внутренним органам. Это ведет к уменьшению теплопотери и к сохранению тепла в организме. И наоборот, при высокой температуре сосуды расширяются, увеличивается теплоотдача. Кроме того, при тепловом раздражении усиливается потоотделение и сопровождающее его охлаждение.

Вода обладает особыми физическими свойствами:

  1. высокой теплоемкостью (то есть способностью поглощать тепло),
  2. высокой теплопроводностью (то есть способностью отдавать тепло),
  3. высокой конвекционной способностью.

Так, теплоемкость воздуха по сравнению с водой меньше в 4 раза, а теплопроводность меньше почти в 30 раз. В связи с этим температура воздушных и водных процедур по-разному ощущается организмом. Если при температуре 23° воздух ощущается как теплый, то вода — как прохладная, а при температуре воздуха 33° он будет казаться горячим, в то время как вода — индифферентной.

Следует учесть, что при повышенном содержании воды в тканях отмечается повышение теплоемкости, а при уменьшенном — ее снижение. В связи с тем, что в организме ребенка содержание воды повышено, он легче воспринимает температуру окружающей среды и отдает больше тепла, чем организм взрослого человека.

Водные процедуры, действуя на обширный рецепторный аппарат кожи и вызывая ответные реакции со стороны центральной нервной системы, влияют на деятельность всех органов и систем организма:

  • сердце,
  • легкие,
  • почки,
  • нервную систему,
  • кровообращение,
  • дыхание.

Кровеносные сосуды внутренних органов и особенно брюшной полости реагируют на тепловое раздражение кожи по-иному. Так, например, если при проведении теплой общей ванны сосуды кожи расширяются, то сосуды внутренних органов суживаются (в зависимости от температуры водной процедуры и ее продолжительности). Изменяется кровенаполнение не только сосудов кожи, но и внутренних органов, усиливается или уменьшается потоотделение.

 

Виды водных процедур

Виды водных процедур

У взрослых людей водные процедуры разделяют на:

  • холодные (20 и ниже),
  • прохладные (21—32),
  • индифферентные (33—36),
  • теплые (37—38),
  • горячие (выше 39).

В отношении ребенка эти цифры следует считать условными.

Выбор вида водной процедуры, форма ее применения, дозировка зависят прежде всего от возраста ребенка, от состояния его здоровья, степени закаленности и индивидуальной реакции на процедуру.

 

Индифферентные водные процедуры

Водные процедуры индифферентной температуры не оказывают заметного влияния на нервную систему, на обмен веществ.

 

Теплые водные процедуры

Под влиянием умеренных теплых водных процедур сосуды кожи расширяются и кровь поступает из глубжележащих тканей, тонус мышц начинает понижаться, выделяется пот, давление крови понижается, облегчается работа сердца, уменьшается раздражительность; продолжительные процедуры (например, ванна, длительные влажные укутывания) вызывают торможение центральной нервной системы.

 

Горячие водные процедуры

При горячих водных процедурах происходит резкий прилив крови к коже, что ведет к усиленному потоотделению. Одновременно отмечается усиление сердечной деятельности (резкое учащение пульса), углубление дыхания, повышение обмена веществ.

 

Прохладные водные процедуры

Следует учесть, что все прохладные процедуры, особенно при их многократном применении и со значительным понижением температуры (до Т 18°-16°), повышая процессы сгорания безазотистых веществ, углеводов, жиров, вызывают усиление обмена веществ.

Мощное действие прохладной и особенно холодной воды на тепловое равновесие организма требует большой осторожности при использовании ее у детей.

Однако, как показывают многочисленные наблюдения, при систематическом проведении водных процедур с постепенно снижающейся (до определенного предела) температурой воды организм тренируется, приобретает способность легко приспосабливаться к холодовым раздражениям. На этом и основано закаливающее действие водных процедур.


Учитывая доступность водных процедур и возможность их дифференцированного применения в зависимости от возраста ребенка, следует широко их использовать в течение круглого года. Важно также и то, что водные процедуры можно точно и индивидуально дозировать (температура воды, продолжительность воздействия и т. п.), а также осуществить принцип постепенного увеличения дозировки.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *